2
1. Общие положения
1.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«легкая атлетика» (далее - Программа) предназначена для организации образовательной
деятельности по спортивной подготовке с учетом совокупности минимальных требований к
спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду
спорта «легкая атлетика», утвержденным приказом Минспорта России 16.11.2022 № 996 I (далее ФССП).
2.
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения
спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях
многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
3.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в
группах на этапах спортивной подготовки:
Таблица 1
Срок реализации
Этапы спортивной подготовки этапов спортивной
подготовки (лет)
Возрастные границы
лиц, проходящих
Наполняемость
спортивную
(человек)
подготовку(лет)
Этап начальной подготовки
3
9
10-20
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
2-5
12
8-16
Этап совершенствования
спортивного мастерства
не ограничивается
14
2-4
Этап высшего спортивного
мастерства
не ограничивается
15
1-2
4.
Объем Программы .
Таблица 2
I
Зарегистрирован Минюстом России 16.12.2022, регистрационный № 71593.
3
Этапный
норматив
Количество
часов в неделю
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки
До года
Свыше
года
4,5 - 6
6-8
Общее
количество часов 234 - 312 312 - 416
в год
Этап
Этап высшего
Учебнотренировочный этап совершенст спортивного
мастерства
(этап спортивной
вования
специализации)
спортивного
мастерства
До трех
Свыше
лет
трех лет
9 - 14
12 - 18
18 - 24
468 - 728
624 - 936
936 - 1248
24 - 32
1248-1664
5.
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки: учебно-тренировочные занятия, учебнотренировочные мероприятия, спортивные соревнования, иные виды (формы) обучения.
5.1. Учебно-тренировочные занятия - групповые и индивидуальные учебно-тренировочные
занятия, работа по индивидуальным планам спортивной подготовки.
5.2. Учебно-тренировочные мероприятия.
Таблица 3
N
п/п
Виды учебнотренировочных
мероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам
спортивной подготовки (количество суток)
(без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных
мероприятий и обратно)
УчебноЭтап
Этап начальной тренировочный этап совершенствования
подготовки
(этап спортивной
спортивного
специализации)
мастерства
Этап высшего
спортивного
мастерства
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные
мероприятия по
подготовке к
1.1.
международным
спортивным
соревнованиям
-
-
21
21
Учебно-тренировочные
мероприятия по
подготовке к
1.2.
чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России
-
14
18
21
4
Учебно-тренировочные
мероприятия по
подготовке к другим
1.3.
всероссийским
спортивным
соревнованиям
-
14
18
18
Учебно-тренировочные
мероприятия по
подготовке к
официальным
1.4.
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
-
14
14
14
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебно-тренировочные
мероприятия по общей
2.1.
и (или) специальной
физической подготовке
-
14
18
18
2.2.
Восстановительные
мероприятия
-
-
До 10 суток
2.3.
Мероприятия для
комплексного
медицинского
обследования
-
-
До 3 суток, но не более 2 раз в год
2.4.
Учебно-тренировочные До 21 суток подряд и не более двух
учебно-тренировочных мероприятий
мероприятия в
каникулярный период
в год
2.5.
Просмотровые учебнотренировочные
мероприятия
-
-
-
До 60 суток
5.3. Спортивные соревнования.
Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, направляет обучающегося и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, на
спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных
мероприятий, формируемого в том числе в соответствии с Единым календарным планом
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных
соревнованиях.
5
Таблица 4
Виды спортивных
соревнований
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки
Этап
Этап высшего
Учебносовершенствован спортивного
тренировочный этап ия спортивного
мастерства
(этап спортивной
мастерства
специализации)
До года
Свыше
года
До трех
лет
Свыше
трех лет
Контрольные
1
2
4
4
6
6
Отборочные
-
1
1
2
2
2
Основные
-
1
1
2
2
2
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся: соответствие возраста,
пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных
спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам
вида спорта "легкая атлетика"; наличие медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях; соблюдение общероссийских антидопинговых правил и
антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
6.
К условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебнотренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52
недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым
учебно-тренировочным планом, включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным
планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса
(Приложение № 1).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех
этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия
в спортивных соревнованиях.
7.
Календарный план воспитательной работы (Приложение № 2).
6
8.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области физической
культуры и спорта к числу обязанностей организаций, осуществляющих спортивную подготовку,
относится реализация мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Комплекс мер,
направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбе с ним, включает следующие
мероприятия:
- ежегодное проведение с лицами, проходящими спортивную подготовку, занятий, на которых
-
до них доводятся сведения о воздействии и последствиях допинга в спорте на здоровье
спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
регулярный антидопинговый контроль в период подготовки спортсменов к соревнованиям
(предсоревновательный период) и в период соревнований (соревновательный период);
установление постоянного взаимодействия тренера с родителями несовершеннолетних
спортсменов и проведение разъяснительной работы о вреде применения допинга.
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
(Приложение № 3).
9. Инструкторская и судейская практика.
Навыки работы инструктора осваиваются на тренировочном этапе спортивной подготовки
(этапе спортивной специализации). На этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства эти навыки закрепляются.
Для проведения занятий по инструкторской и судейской практике привлекаются спортсмены
уровня КМС, МС и МСМК в качестве помощников тренера. Во время занятий у спортсменов
вырабатываются способность наблюдать за выполнением упражнений и соревновательных
программ другими спортсменами, находить и анализировать ошибки, предлагать способы их
устранения.
Спортсмены, работая в качестве помощника тренера, должны уметь подбирать упражнения
для разминки, составлять конспекты занятий, комплексы тренировочных упражнений, проводить
тренировочные занятия в группах этапа начальной подготовки и тренировочного этапа (этапа
спортивной специализации).
На этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
спортсмены привлекаются к судейству школьных, межшкольных, городских соревнований в
качестве судей. Они должны знать правила соревнований, обязанности судей, работу секретариата,
а также правила оценки упражнений, выполненных спортсменами.
Результатом инструкторской и судейской практики должно являться присвоение
спортсменам групп совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
званий инструкторов по спорту и судей по спорту.
Судейская категория присваивается после прохождения судейского семинара и сдачи
экзамена.
10.
Планы медицинских,
восстановительных средств.
медико-биологических
мероприятий
и
применения
Для восстановления работоспособности спортсменов необходимо использовать широкий
круг средств и методов (гигиенических, психологических, медико-биологических) с учетом
возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
На этапе начальной подготовки достаточно обговорить с родителями общий режим занятий
в организациях спортивной подготовки, дать рекомендации по организации питания, отдыха.
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) (до 3-х лет подготовки) восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем:
чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и
7
интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим
средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера,
прогулки на свежем воздухе.
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) (свыше 3-х лет подготовки) основными средствами восстановления, является рациональное построение тренировки и
соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена;
необходимо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха как в отдельном тренировочном занятии,
так и на этапах годичного цикла.
Из медико-биологических средств восстановления: витаминизация, физиотерапия,
гидротерапия, все виды массажа.
На этапе совершенствования спортивного мастерства с ростом объема специальной
физической подготовки и количества соревнований увеличивается время, отводимое на
восстановление организма спортсменов. Дополнительными средствами могут быть переключения с
одного вида спортивной деятельности на другой, чередование тренировочных нагрузок, объема и
интенсивности, изменение продолжительности периодов отдыха и тренировочных нагрузок.
На данном этапе подготовки необходимо комплексное применение всех средств
восстановления (гигиенические, психологические, медико-биологические). При этом следует
учитывать некоторые общие закономерности и влияние этих средств на организм спортсмена.
Постоянное применение одного и того же средства уменьшает восстановительный эффект,
так как организм адаптируется к средствам локального воздействия. К средствам общего
воздействия (русская парная баня, сауна в сочетании с водными процедурами, общий ручной
массаж, плавание и т.д.) адаптация происходит постепенно. В этой связи использование комплекса,
а не отдельных восстановительных средств дает больший эффект.
При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что вначале надо
применять средства общего воздействия, а затем - локального.
Комплексное использование разнообразных восстановительных средств в полном объеме
необходимо после высоких тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде.
При выборе восстановительных средств особое внимание необходимо уделять
индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменами. Для
этой цели могут служить субъективные ощущения спортсменов, а также объективные показатели
(ЧСС, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, интенсивность потоотделения и др.).
III. Система контроля
11.
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки
лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся), необходимо выполнить
следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в
спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
- повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «легкая атлетика»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- принять участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже муниципального
уровня, начиная со второго года;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной
специализации).
8
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «легкая атлетика» и успешно
применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая
атлетика»;
- изучить антидопинговые правила;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором, третьем
году;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого
года;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку),спортивных мероприятий, восстановления и питания;
- приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
- овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая атлетика»;
- выполнить план индивидуальной подготовки;
- закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
- демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных
соревнованиях;
- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
межрегиональных спортивных соревнований;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для
зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
- совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
- выполнить план индивидуальной подготовки;
- знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
9
-
-
всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер
спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения
спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не реже одного
раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской
Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских
и международных официальных спортивных соревнованиях.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,
проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов
контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в
спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки.
Нормативы
общей физической подготовки для зачисления и перевода
на этап начальной подготовки по виду спорта
"легкая атлетика"
9-10 лет
Контрольные упражнения/тест
Бег на дистанции 30 м. (не более)
Бег на дистанции 200 м. (не более)
Прыжок в длину с места толчком
Контрольные упражнения/тест
Единица
измерения
с
с
см
11-12 лет
Единица
измерения
Бег на дистанции 30 м. (не более)
Бег на дистанции 200 м. (не более)
Прыжок в длину с места толчком
с
с
см
Контрольные упражнения/тест
13-14 лет
Единица
измерения
Бег на дистанции 30 м. (не более)
Бег на дистанции 200 м. (не более)
Прыжок в длину с места толчком
с
с
см
Таблица 5
Норматив
Мальчики Девочки
5.3
5.5
36.0
38.0
160
150
Норматив
Мальчики Девочки
5.1
5.2
34.0
37.0
185
175
Норматив
Мальчики Девочки
4.8
5.0
34.0
36.0
185
175
10
Таблица 6
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации) по виду спорта"легкая атлетика"
N п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
юноши
девушки
1. Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
1.1.
Бег на 60 м
с
1.2.
Бег на 150 м
с
1.3.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
2.1.
2.2.
2.3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
не более
9,3
10,3
не более
25,5
27,8
не менее
190
180
2. Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба
не более
Бег на 60 м
с
9,5
10,6
не более
Бег на 500 м
мин, с
1.44
2.01
не менее
Прыжок в длину с места толчком
см
двумя ногами
170
160
3. Для спортивной дисциплины прыжки
не более
Бег на 60 м
с
9,3
10,5
не менее
Тройной прыжок в длину с места
м, см
5.40
5.10
не менее
Прыжок в длину с места толчком
см
двумя ногами
190
180
4. Для спортивной дисциплины метания
не более
Бег на 60 м
с
9,6
10,6
не менее
Бросок набивного мяча 3 кг снизум
вперед
10
8
11
4.3.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не менее
180
170
5. Для спортивной дисциплины многоборье
5.1.
Бег на 60 м
с
5.2.
Тройной прыжок в длину с места
м, см
5.3.
Бросок набивного мяча 3 кг снизувперед
м
5.4.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не более
9,5
10,5
не менее
5.30
5.00
не менее
9
7
не менее
180
6. Уровень спортивной квалификации
170
6.1.
Период обучения на этапах спортивной подготовки
(до трех лет)
Спортивные разряды - "третий
юношеский спортивный разряд",
"второй юношеский спортивный
разряд", "первый юношеский
спортивный разряд"
6.2.
Период обучения на этапах спортивной подготовки
(свыше трех лет)
Спортивные разряды - "третий
спортивный разряд", "второй
спортивный разряд", "первый
спортивный разряд"
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства по виду спорта
"легкая атлетика"
N п/п
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.
Таблица 7
Норматив
Единица
юноши
девушки
измерения
1. Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
Бег на 60 м
с
не более
7,3
8,2
не более
Бег на 300 м
с
38.5
43.5
не менее
Десятерной прыжок в длину с
м
места
25
23
не менее
Прыжок в длину с места толчком
см
двумя ногами
260
230
2. Для спортивной дисциплины бег на средние и длинные дистанции
не более
Бег на 60 м
с
8
9
Бег на 2000 м
мин, с
не более
Упражнения
12
6.00
2.3.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
7.10
не менее
см
240
200
3. Для спортивной дисциплины спортивная ходьба
3.1.
Бег на 60 м
с
3.2.
Бег на 5000 м
мин, с
3.3.
Бег на 3000 м
мин, с
3.4.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не более
8,4
9,2
не более
17.30
не более
-
12.00
не менее
230
190
4. Для спортивной дисциплины прыжки
4.1.
Бег на 60 м
с
4.2.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
4.3.
Полуприсед со штангой весом не
менее 80 кг
количество раз
4.4.
Полуприсед со штангой весом не
количество раз
не более
7,4
8,4
не менее
250
220
не менее
1
не менее
менее 40 кг
-
1
5. Для спортивной дисциплины метания
5.1.
Бег на 60 м
с
5.2.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не более
7,6
8,7
не менее
260
220
не менее
5.3. Рывок штанги весом не менее 70 кг количество раз
1
не менее
5.4. Рывок штанги весом не менее 35 кг количество раз
-
1
6. Для спортивной дисциплины многоборье
6.1.
Бег на 60 м
с
6.2.
Тройной прыжок в длину с места
м, см
6.3.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
6.4.
Жим штанги лежа весом не менее
70 кг
количество раз
6.5.
Жим штанги лежа весом не менее
25 кг
количество раз
не более
7,7
8,8
не менее
7.60
7.00
не менее
250
210
не менее
1
не менее
-
1
13
7.1.
7. Уровень спортивной квалификации
Спортивный разряд "кандидат в мастера спорта"
Таблица 8
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные звания)
для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства по виду спорта "легкая атлетика"
Норматив
N п/п
Упражнения
Единица
мужчины
женщины
измерения
1. Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
не более
1.1.
Бег на 60 м
с
7,1
7,9
не более
1.2.
Бег на 300 м
с
37.00
41.00
не менее
Прыжок в длину с места толчком
1.3.
см
двумя ногами
280
250
не менее
Десятерной прыжок в длину с
1.4.
м
места
27
25
2. Для спортивной дисциплины бег на средние и длинные дистанции
не более
2.1.
Бег на 60 м
с
7,6
8,7
не более
2.2.
Бег на 2000 м
мин, с
5.45
6.40
Прыжок в длину с места
не менее
2.3. отталкиванием двумя ногами, с
см
250
240
приземлением на обе ноги
3. Для спортивной дисциплины спортивная ходьба
не более
3.1.
Бег на 60 м
с
8,2
8,9
не более
3.2.
Бег на 5000 м
мин
17.00
не более
3.3.
Бег на 3000 м
мин, с
11.30
не менее
Прыжок в длину с места толчком
3.4.
см
двумя ногами
240
4. Для спортивной дисциплины прыжки
не более
4.1.
Бег на 60 м
с
7,3
8
4.2. Прыжок в длину с места толчком
см
не менее
14
двумя ногами
260
4.3.
Полуприсед со штангой весом не
менее 100 кг
количество раз
4.4.
Полуприсед со штангой весом не
менее 50 кг
количество раз
240
не менее
1
не менее
-
1
5. Для спортивной дисциплины метания
5.1.
Бег на 60 м
с
5.2.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не более
7,4
8,3
не менее
280
250
не менее
5.3. Рывок штанги весом не менее 80 кг количество раз
1
не менее
5.4. Рывок штанги весом не менее 40 кг количество раз
-
1
6. Для спортивной дисциплины многоборье
6.1.
Бег на 60 м
с
6.2.
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
6.3.
Тройной прыжок в длину с места
м, см
6.4.
Жим штанги лежа весом не менее
80 кг
количество раз
6.5.
Жим штанги лежа весом не менее
30 кг
количество раз
7.1.
не более
7,5
8,4
не менее
270
240
не менее
7,75
7,30
не менее
1
не менее
-
1
7. Уровень спортивной квалификации
Спортивное звание "мастер спорта России"
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу
спортивной подготовки.
Общая физическая подготовка.
На этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе в большом объеме должны
применяться различные упражнения, развивающие гибкость, ловкость, силу, подвижность в
суставах (наклоны, сгибания, разгибания, вращения, махи), с отягощениями и без отягощений, на
месте и в движении. Индивидуально, с партнером и в группе. Упражнения со снарядами (скакалка,
гантели, набивные мячи, мешки с песком, гири и др.) и на снарядах (гимнастической стенке,
скамейке, перекладине, кольцах, брусьях и др.), с использованием тренажерных устройств и
технических средств.
15
Таблица 9
- ходьба на месте, переход с шага на бег и наоборот, остановка во
время движения шагом и бегом, изменение скорости движения;
- ходьба на носках, на пятках, на внутренних и наружных сводах
стопы;
- ходьба с высоким поднимание бедра, выпадами, в полуприседе,
Ходьба и бег
приставными и скрестными шагами;
- ходьба с изменением темпа и направления движения характера
работы рук;
- бег на носках, с высоким подниманием бедра и захлестыванием
голени назад на прямых ногах скрестным шагом
- для рук и плечевого пояса (отведение, приведение, сгибание,
разгибание, круговые движения в плечевом, локтевом, лучезапястном
суставах, в различных исходных положениях, на месте и в движении
и др.);
- для мышц туловища (наклоны в различные стороны, повороты,
круговые движения из различных и.п., с различным положением рук и
ног);
Общеразвивающие - для мышц ног (махи вперед-назад, в стороны из различных и.п.,
упражнения без выпады вперед и в стороны, приседания на одной и обеих ногах,
подскоки в выпаде и в приседе, прыжки на двух ногах, с ноги на ногу,
предметов
на месте и с продвижением, скрестные прыжки на месте и с
продвижением);
- для мышц шеи (наклоны головы вперед, в стороны, назад, круговые
движения головой);
- упражнения с сопротивлением (парные и групповые в различных
и.п., подвижные игры с элементами сопротивления)
С предметами
С отягощениями
Гибкость
- с короткой и длинной скакалкой (прыжки на одной, двух ногах, с
вращением скакалки вперед-назад, в приседе и в полуприседе, на
месте и с продвижением);
- с гимнастической палкой (наклоны и повороты из различных и.п.,
перешагивание и перепрыгивание, выкруты и круги, бег с палкой за
плечами и за спиной;
- с набивными и баскетбольными мячами (наклоны, повороты,
круговые движения, приседания, выпады). Броски мяча ногами
вперед (набивного), ведение мяча рукой в приседе (баскетбольного),
парные упражнения с мячом, толкание мяча двумя руками и одной
из различных и.п.
- гантели, гири, мешки с песком (для всех учебных групп);
- штанга;
- наклоны вперед, назад, повороты в стороны, подъемы, вращения из
различных и.п.;
- подскоки, прыжки и выпрыгивания; приседания;
- ходьба выпадами, бег с различными отягощениями;
- жим, рывок, подъём на грудь, толчок и тяга штанги различного
веса.
- гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого
пояса, рук, туловища и ног и направленные на развитие и
поддержание гибкости и подвижности суставов, на расслабление
мышц.
16
15.
Учебно-тематический план (Приложение № 4).
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта "легкая атлетика", содержащим в своем наименовании слово "бег" с
указанием дистанции до 400 м включительно (далее - бег на короткие дистанции), слово "бег" с
указанием дистанции более 400 м (далее - бег на средние и длинные дистанции), слово "ходьба"
(далее - спортивная ходьба), слово "прыжок" (далее - прыжки); слова "метание" и "толкание" (далее
- метания), слово "многоборье" (далее - многоборье), основаны на особенностях вида спорта "легкая
атлетика" и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ
спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин
вида спорта "легкая атлетика", по которым осуществляется спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида
спорта "легкая атлетика" учитываются организациями, реализующими дополнительные
образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного
плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную
подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в
спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта "легкая атлетика" и
участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта "легкая атлетика" не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий
проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе
обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "легкая атлетика".
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17. Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки
предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых
является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
- наличие беговой дорожки;
- наличие места для прыжков, состоящего из дорожки (сектора) для разбега и места (ямы) для
приземления;
- наличие места для метания (толкания), состоящего из площадки (на которой расположен
круг, ограниченный кольцом) или дорожки для разбега, с которых производится бросок
(толчок), и сектора или коридора для приземления снарядов;
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие тренажерного зала;
17
- наличие раздевалок, душевых;
- наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России
от 23.10.2020 N1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской
помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке
и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок
медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"
(ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях";
- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения
спортивной подготовки (приложение N 10 к ФССП);
- обеспечение спортивной экипировкой (приложение N 11 к ФССП);
- обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и
обратно;
- обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных
мероприятий;
- медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического
медицинского контроля.
Обеспечение
оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
Таблица 10
N Наименование оборудования и спортивного инвентаря
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Барьер легкоатлетический универсальный
Брус для отталкивания
Буфер для остановки ядра
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
Гантели переменной массы (от 3 до 12 кг)
Гири спортивные (16, 24, 32 кг)
Грабли
Доска информационная
Измеритель высоты установки планки для прыжков в
Колокол сигнальный
Конус высотой 15 см
Конус высотой 30 см
Конь гимнастический
Круг для места толкания ядра
Мат гимнастический
Место приземления для прыжков в высоту
Мяч для метания (140 г)
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
Единица Количество
измерения
изделий
штук
штук
штук
комплект
комплект
комплект
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
40
1
1
10
10
3
2
2
2
1
10
20
1
1
10
1
10
8
18
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Палочка эстафетная
штук
20
Патроны для пистолета стартового
штук
1000
Пистолет стартовый
штук
2
Планка для прыжков в высоту
штук
8
Помост тяжелоатлетический (2,8 x 2,8 м)
штук
1
Рулетка(10 м)
штук
3
Рулетка(100 м)
штук
2
Рулетка(20 м)
штук
1
Рулетка(50 м)
штук
3
Секундомер
штук
10
Скамейка гимнастическая
штук
20
Скамейка для жима штанги лежа
штук
4
Стартовые колодки
пар
10
Стенка гимнастическая
штук
2
Стойки для приседания со штангой
пар
1
Электромегафон
штук
1
Для спортивных дисциплин бег на короткие дистанции, бег на средние и длинные
б
35. Препятствие для бега (3,96 м)
штук
3
36. Препятствие для бега (5 м)
штук
37. Препятствие для бега (3,66 м)
штук
Для спортивных дисциплин прыжки, многоборье
38. Измеритель высоты установки планки для прыжков с
штук
39. Место приземления для прыжков с шестом
штук
40. Планка для прыжков с шестом
штук
41. Покрышка непромокаемая для мест приземления при
штук
42. Рогулька для подъема планки при прыжках с шестом
пар
43. Стойки для прыжков с шестом
пар
44. Ящик для упора шеста
штук
Для спортивных дисциплин метания, многоборье
45. Диск массой 1,0 кг
штук
46. Диск массой 1,5 кг
штук
47. Диск массой 1,75 кг
штук
48. Диск массой 2,0 кг
штук
49. Диски обрезиненные (от 0,5 до 2,0 кг)
комплект
50. Копье массой 600 г
штук
51. Копье массой 700 г
штук
52. Копье массой 800 г
штук
53. Круг для места метания диска
штук
54. Круг для места метания молота
штук
55. Молот массой 3,0 кг
штук
56. Молот массой 4,0 кг
штук
57. Молот массой 5,0 кг
штук
1
1
2
1
10
1
2
1
1
20
10
15
20
3
20
20
20
1
1
10
10
10
19
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
Молот массой 6,0 кг
Молот массой 7,26 кг
Ограждение для метания диска
Ограждение для метания молота
Сетка для ограждения места тренировки метаний в
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
Ядро массой 3,0 кг
Ядро массой 4,0 кг
Ядро массой 5,0 кг
Ядро массой 6,0 кг
Ядро массой 7,26 кг
10
10
1
1
1
20
20
10
10
20
Таблица 11
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
N п/п Наименование
1.
Диск
2.
Копье
3.
Молот в
сборе
Единица
измерения
Расчетна я
единица
штук
на
обуч-ся
-
-
1
3
1
2
1
1
штук
на
обучаю
щегося
-
-
1
2
2
1
2
1
штук
на
обучаю
щегося
-
-
1
3
1
2
1
1
-
-
1
2
1
2
2
1
-
-
1
3
1
2
1
1
4.
Шест
штук
на
обучаю
щегося
5.
Ядро
штук
на
обучаю
щегося
Этапы спортивной подготовки
УчебноЭтап
Этап высшего
Этап начальной тренировочный совершенств
спортивного
подготовки
этап (этап
ования
мастерства
й
срок
срок
срок
срок
коли
колич
коли
коли
экспл
экспл
экспл
экспл
чест
ество
чест во
честв о
уатац ии
уатац
уатац
уатац
во
(лет)
ии (лет)
ии (лет)
ии (лет)
Обеспечение спортивной экипировкой
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
N п/п
Наименование
Едини
Расчетная
Этапы спортивной подготовки
Таблица 12
20
ца
измер
ения
единица
Этап начальной
подготовки
коли
чест
во
1.
Костюм
штук
на
Учебнотренировочны й
этап (этап
спортивной
специализаци и)
колич
срок ество
экспл
уатац
ии (лет)
Этап
совершенств
ования
спортивного
мастерства
Этап высшего
спортивного
мастерства
коли
коли
срок чест во срок честв о срок
экспл
экспл
экспл
уатац ии
уатац
уатац
(лет)
ии (лет)
ии (лет)
-
-
1
2
1
2
1
1
ветрозащитный
обучаю
щегося
Костюм
спортивный
парадный
штук
на
обучаю
щегося
-
-
1
2
1
2
1
2
Кроссовки
3. легкоатлетическ пар
ие
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
2
1
3
1
Майка
4. легкоатлетическа штук
я
на
обучаю
щегося
-
-
1
1
2
1
2
1
Обувь для
5. метания диска и
молота
пар
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
2
1
3
1
пар
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
2
1
3
1
пар
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
3
1
4
1
Трусы
8. легкоатлетическ штук
ие
на
обучаю
щегося
1
1
1
1
2
1
2
1
Шиповки для
9. бега на короткие пар
дистанции
на
обучаю
щегося
1
1
2
1
2
1
3
1
пар
на
обучаю
щегося
1
1
2
1
2
1
3
1
пар
на
обучаю
щегося
1
1
2
1
2
1
3
1
2.
6.
Обувь для
толкания ядра
Перчатки для
7.
метания молота
10.
Шиповки для
бега на средние
и длинные
дистанции
11.
Шиповки для
бега с
препятствиями
"стипль-чеза"
21
пар
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
2
1
3
1
пар
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
2
1
3
1
Шиповки для
прыжков в длину
14.
пар
и прыжков с
шестом
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
2
1
3
1
Шиповки для
тройного
прыжка
на
обучаю
щегося
-
-
2
1
2
1
3
1
12.
Шиповки для
метания копья
13.
Шиповки для
прыжков в
высоту
15.
пар
18. Кадровые условия реализации Программы.
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных
соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного
тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной
подготовки, с учетом специфики вида спорта "легкая атлетика", а также привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен
соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом "Тренерпреподаватель", утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 N 952н (зарегистрирован
Минюстом России 25.01.2021, регистрационный N 62203), профессиональным стандартом "Тренер",
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (зарегистрирован Минюстом
России 25.04.2019, регистрационный N 54519), профессиональным стандартом "Специалист по
инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта", утвержденный
приказом Минтруда России от 21.04.2022 N 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022,
регистрационный N 68615), или Единым квалификационным справочником должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011,
регистрационный N 22054).
19. Информационно-методические условия реализации Программы.
2010.
1.
Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: Физическая культура,
2.
Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник: Физическая
культура, 2010.
3.
Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания/Б.А. Ашмарин. - М.:
Просвещение, 2012.
4.
3еличёнок, В.Б. Лёгкая атлетика: критерии отбора/В.Б. Зеличёнок, В.Г. Никитушкина,
В.П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2010.
5.
Коц Я. Спортивная физиология: Мышечный аппарат и выносливость/ Я. Коц. - М.:
Физкультура и спорт, 2014.
22
6.
Хоменков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике /Под ред. Л.С. Хоменкова. -М.;
Физкультура и спорт, 2012.
7.
Шпитальный В.Б. Легкая атлетика. Учебное пособие для студентов факультета
заочного и дистанционного обучения/В.Б. Шпитальный, М.Ф. Максименко. - Краснодар: Традиция,
2012.
8.
Барьерный бег: пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]; Белорусский гос. университет физ.
культуры. — Минск: БГУФК, 2013.
9.
Врублевский Е. П. Легкая атлетика: основы знаний: в вопросах и ответах: учеб,
пособие / Е. П. Врублевский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Спорт, 2016.
10.
Биомеханические основы техники прыжка в длину / В.В. Тюпа и др. - М.: Дивизион,
2011.
11.
Алабин В.Г. Физические качества барьеристов / Алабин В.Г., Масловский Е.А.,
Майшутович М.М. // Легкая атлетика. - 2011. - N 6.
12. Спортивная медицина. - М.: Физкультура и спорт, 2012.
Интернет ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
Всероссийская федерация легкой атлетики http: //www.rusathletics.com/
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "легкая атлетика".
Министерство спорта Российской Федерации https://www.minsport.gov.ru/.
Официальный сайт РУСАДА http://rusada.ru/
Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
центр подготовки спортивного резерва» http://fcpsr.ru/
6. Официальный сайт Центра спортивной подготовки Пермского края https://csp59.ru/
23
Приложение № 1
Годовой учебно-тренировочный план
Этапы и годы подготовки
Этап начальной
подготовки
№п/п
Виды подготовки и иные
мероприятия
Учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации)
До года
Свыше
года
До двух лет
4,5-6
6-8
9-14
Свыше двух лет
Этап совершенствования
спортивного мастерства
Недельная нагрузка в часах
12-18
18-24
Этап высшего
спортивного
мастерства
24-32
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Участие в спортивных
соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская практика
Судейская практика
Медицинские, медикобиологические мероприятия
Восстановительные
мероприятия
Контрольные мероприятия
(тестирование и контроль)
Общее количество часов в год
3
10
4
4
15-20
2
12-17
1
11-16
21-23
24-27
24-27
25-28
17-32
8
Наполняемость групп (человек)
20-75
21-72
-
1-2
2-4
3-6
4-7
5-8
12-15
13-16
20-24
21-26
22-27
22-27
5-8
5-8
6-9
7-10
8-11
8-11
-
-
2-4
3-6
3-6
3-4
1-2
1-2
2-4
3-5
3-5
4-6
38-41
41-100
70-100
76-100
76-100
78-100
24
Приложение № 2
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
Направление работы
Мероприятия
Сроки
проведения
Профориентационная деятельность
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях В течение года
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение
и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей.
Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия, в рам- В течение года
ках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в
качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения
к учебно-тренировочному и соревновательному процессам;
- формирование склонности к педагогической работе.
Здоровьесбережение
Организация и проведение ме- Дни здоровья и спорта, в рамках кото- В течение года
роприятий, направленных на
рых предусмотрено:
формирование здорового об- формирование знаний и умений в
раза жизни
проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта.
Режим питания и отдыха
В течение года
Практическая деятельность и
восстановительные процессы
25
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета).
Патриотическое воспитание обучающихся
Беседы, встречи, диспуты, другие
В течение года
Теоретическая подготовка
(воспитание патриотизма, чув- мероприятия с приглашением именитых
ства ответственности перед Ро- спортсменов, тренеров и ветеранов спорта
диной, гордости за свой край, с обучающимися и иные мероприятия,
определяемые организацией, реализуюсвою Родину, уважение госущей дополнительную образовательную
дарственных символов (герб,
флаг, гимн), готовность к слу- программу спортивной подготовки.
жению Отечеству, его защите
на примере роли, традиций и
развития вида спорта в современном обществе,
легендарных спортсменов в
Российской Федерации, в
регионе, культура поведения
болельщиков и спортсменов на
соревнованиях).
Практическая подготовка
Участие в:
В течение года
(участие в физкультурных ме- - физкультурных и спортивно-массовых
роприятиях и спортивных сомероприятиях, спортивных соревноваревнованиях и иных меропри- ниях, в том числе в парадах, церемониях
ятиях)
открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки.
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка (фор- Семинары, мастер-классы, показатель- В течение года
мирование умений и навыков, ные выступления для обучающихся,
способствующих достижению направленные на:
спортивных результатов)
- формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и
их мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов.
26
Приложение № 3
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной
подготовки
Этап начальной
подготовки
Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
Этапы
совершенствова
ния спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства
Содержание мероприятия и его форма
Сроки
проведения
Рекомендации по проведению мероприятий
Принципы и ценности чистого спорта, знакомство с
понятием
«чистый
спорт»
и
глобальной
антидопинговой системой. Права и обязанности
спортсменов, принцип строгой ответственности.
(викторина, семинар, беседа и др.)
Принципы и ценности чистого спорта, знакомство с
понятием
«чистый
спорт»
и
глобальной
антидопинговой системой. Субстанции и методы,
включенные в Запрещенный список. Применение
лекарственных средств и разрешение на ТИ. Права и
В соответствии с планом-графиком мероприятий организации,
обязанности спортсменов, принцип строгой
реализующей дополнительные образовательные программы спортивной
ответственности. Виды нарушений антидопинговых
подготовки в текущем году.
правил. Применение лекарственных средств,
проверка препаратов, риски использования.
Виды
нарушений
антидопинговых
правил,
ответственность за их нарушения. Процедура
допинг-контроля. Процесс отбора проб мочи и
крови.
Биологический
паспорт
спортсмена.
Последствия применения допинга для физического и
психического
здоровья,
социальные
и
экономические последствия, санкции. Как сообщить
о допинге. Обработка результатов.
27
Приложение № 4
Учебно-тематический план
Этап спортивной подготовки
Темы по теоретической
подготовке
Всего на этапе начальной
подготовки до одного года
обучения/ свыше одного
года обучения:
История возникновения вида
спорта и его развитие
Физическая культура важное средство физического
развития и укрепления
здоровья человека
Гигиенические
основы фиЭтап
зической культуры и спорта,
начальной
гигиена обучающихся при
подготовки
занятиях физической
культурой и спортом
Закаливание организма
Самоконтроль в процессе
занятий физической культуры и спортом
Теоретические основы
обучения базовым элементам
техники и тактики вида
спорта
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта
Объем
времени в
год (минут)
Сроки проведения
Краткое содержание
~ 120/180
~ 13/20
сентябрь
~ 13/20
октябрь
~ 13/20
ноябрь
~ 13/20
декабрь
~ 13/20
январь
~ 13/20
май
~ 14/20
июнь
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры.
Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах.
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой,
солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие
о травматизме.
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по
технике их выполнения.
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты)
спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная
работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности
спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных
соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта.
28
Режим дня и питание обучающихся
Оборудование и спортивный
инвентарь по виду спорта
Всего на учебно-тренировочном этапе до трех лет
обучения/ свыше трех лет
обучения:
Учебно-тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
~ 14/20
август
~ 14/20
ноябрь-май
~ 600/960
Роль и место физической
культуры в формировании
личностных качеств
~ 70/107
сентябрь
История возникновения
олимпийского движения
~ 70/107
октябрь
Режим дня и питание обучающихся
~ 70/107
ноябрь
Физиологические основы
физической культуры
~ 70/107
декабрь
~ 70/107
январь
Учет соревновательной деятельности, самоанализ
обучающегося
Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида
спорта
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в
жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание.
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря.
~ 70/107
май
Психологическая подготовка
~ 60/106
сентябрь- апрель
Оборудование, спортивный
инвентарь и экипировка по
виду спорта
~ 60/106
декабрь-май
Правила вида спорта
~ 60/106
декабрь-май
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт - явление
культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах.
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи.
Международный Олимпийский комитет (МОК).
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное,
сбалансированное питание.
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при
спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков.
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы
спортивных соревнований.
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата.
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая
подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям.
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников
спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных
соревнованиях.
29
Всего на этапе совершенствования спортивного
мастерства:
Олимпийское движение. Роль
и место физической культуры
в обществе. Состояние
современного спорта
Профилактика травматизма.
Перетренированность/
недотренированность
Этап совершен-ствования спортивного мастерства
~ 200
сентябрь
~ 200
октябрь
Учет соревновательной деятельности, самоанализ
обучающегося
~ 200
ноябрь
Психологическая подготовка
~ 200
декабрь
Подготовка обучающегося
как многокомпонентный
процесс
~ 200
январь
Спортивные соревнования
как функциональное и
структурное ядро спорта
~ 200
февраль-май
Восстановительные средства
и мероприятия
Этап высшего
~ 1200
Всего на этапе высшего
спортивного мастерства:
в переходный период спортивной подготовки
~ 600
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных
связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта.
Понятие травматизма. Синдром «перетренированности». Принципы спортивной подготовки.
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая
подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся.
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт
соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая
структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований.
Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений.
Педагогические средства восстановления: рациональное построение
учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных
нагрузок различной направленности; организация активного отдыха.
Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств.
30
спортивного
мастерства
Физическое, патриотическое,
нравственное, правовое и
эстетическое воспитание в
спорте. Их роль и содержание
в спортивной деятельности
~ 120
сентябрь
Социальные функции спорта
~ 120
октябрь
Учет соревновательной деятельности, самоанализ
обучающегося
~ 120
ноябрь
Подготовка обучающегося
как многокомпонентный
процесс
~ 120
декабрь
Спортивные соревнования
как функциональное и
структурное ядро спорта
~ 120
май
Восстановительные средства
и мероприятия
в переходный период спортивной подготовки
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и
эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и
спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая).
Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации
личности.
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт
соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая
структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований.
Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений.
Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по
результатам соревновательной деятельности
Педагогические средства восстановления: рациональное построение
учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных
нагрузок различной направленности; организация активного отдыха.
Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебно-тренировочных мероприятий